Темеревой Л.М.

Персональный сайт воспитателя детского сада

Get Adobe Flash player

Поиск по сайту

Авторизация на сайте

Кто сейчас на сайте

Сейчас 55 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Шпаргалка для воспитателя

Шпаргалка для воспитателя

I. Определение темы и ведущих понятий:

  1. Четко определить и сформулировать тему.

  2. Определить место темы в учебном плане.

  3. Определить ведущие понятия, на которые опирается образовательная деятельность.

  4. Обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем.

II. Определение целей и задач:

  Определить целевую установку образовательной деятельности – для себя и для детей, понять, зачем данная образовательная деятельность вообще нужна. Обозначить задачи - обучающие, развивающие и воспитывающие.

III. Планирование учебного материала

  1. Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

  2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

         ?узнавание нового материала,

         ?воспроизведение материала в знакомой и не знакомой ситуации,

         ?творческий подход к заданию.

  3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

         ?подводящие детей к воспроизведению материала,

         ?способствующие осмыслению материала,

         ?способствующие закреплению материала.

IV. Продумывание «изюминки» образовательной деятельности

  Каждая образовательная деятельность должна содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей, прием, который подходит для средней, но не подходит для ясельной или подготовительной группы.

  Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

V. Группировка отобранного материала

  Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности.

  Главное при группировке – умение найти такую форму организации образовательной деятельности, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

VI. Планирование контроля за деятельностью детей

  Продумать:

         ?что контролировать,

         ?как контролировать,

         ?как использовать результаты контроля.

  Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе.

VII. Подготовка оборудования

  Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, ТСО. Проверить, все ли работает.

Проведение самоанализа занятия

  1. Определить место образовательной деятельности в теме и общем курсе, задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для детей после образовательной деятельности.

  2. Соотнести поставленные цели для детей и педагога с достигнутыми на образовательной деятельности и определить причины успеха или неудачи.

  3. Определить уровень формирования знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).

  4. Ответить на вопрос, что нового дала образовательная деятельность для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарища, высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, для формирования интересов к данному занятию.

  5. Подумать, насколько оптимальна была выстроена образовательная деятельность: соответствовало ли оно интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития детей? Адекватна ли была организация деятельности детей обучающим, развивающим и воспитывающим целям?

  6. Оценить степень активности детей на образовательной деятельности: сколько раз и кто из них выступал? Почему молчали остальные? Как стимулировалась их работа? Насколько были продуманы их действия при подготовке к образовательной деятельности? Оценивать необходимо деятельность ребенка, а не его личность.

  7. Каким был темп образовательной деятельности? Поддерживался интерес детей к предлагаемой деятельности? Как была организована смена видов деятельности? Как был организован учебный материал? Что было дано в виде готовых знаний, а до чего додумались сами дети?

  8. Ответить на вопрос: «Как была организована опора на предыдущую деятельность, жизненный опыт детей и насколько актуальным для них был учебный материал?»

  9. Оценить, как организован контроль над деятельностью детей: весь ли труд детей был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?

  10. Охарактеризовать психологическую атмосферу образовательной деятельности, степень доброжелательности, взаимозаинтересованность всех участников процесса.

  11. Эмоциональное состояние педагога до образовательной деятельности и после неё: изменилось ли оно? В чем причина? Что целесообразно было бы изменить в образовательной деятельности? Что можно было бы поставить себе в плюс, а что в минус?

  При анализе необходимо учитывать тип, структуру и логику образовательной деятельности в соответствии с задачами психологического развития личности данного возраста. Что было важным: передача готовых знаний, самостоятельная умственная деятельность детей, получение практических навыков, обучение обобщению при повторении. Какова форма проведения образовательной деятельности? (Комбинированное, КВН и т.д.). Обоснуйте выбор формы образовательной деятельности.

  При анализе деятельности детей и педагога вв. 5 и 7 необходимо выделить, что было важным по содержанию, какие активные методы использовались, какова форма работы детей на непосредственно образовательной деятельности (коллективная, групповая, индивидуальная).

  На каждый пункт своего самоанализа необходимо приводить пример из совместной деятельности, подтверждающий его использование. Также необходимо указать на изменения в конспекте, проведенные педагогом по ходу образовательной деятельности, причины и результат изменений. Удалось ли сохранить темп деятельности, избежать перегрузки и переутомления детей, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения.

Анализ образовательной деятельности

  1. Как воспитатель выполнил поставленные задачи?

  2. Подготовка (в том числе гигиенические условия). Материалы и оборудование.

  3. Какой характер имеет деятельность: развивающий или обучающий, соответствует ли поставленным целям?

  4. Способствует ли образовательная деятельность развитию психических, физических и нравственных качеств? Познавательных интересов?

  5. Какой психологический микроклимат в группе?

  6. Как педагог осуществляла оптимальный отбор методов, средств и форм обучения?

  7. Формы работы (традиционные, нетрадиционные, с подгруппами, индивидуально, драматизация, КВН, викторина и др.).

  8. Средства обучения и воспитания (наглядность, диафильмы, грамзапись, видео, картинки, опорные таблицы и т.д.).

  9. Приемы обучения и воспитания (игровой, художественное слово и др.), оценка деятельности детей, приемы поощрения, вспомогательные вопросы, результат работы с детьми.

  10. Создание условий для творческих возможностей детей (развивающая среда).

  11. Владеет способом организации и проведения опытно-экспериментальных, исследовательских действий.

  12. Какие анализаторы детей были задействованы, каким образом?

  13. Владеет ли педагог  методикой проведения образовательной деятельности?

  14. Интегрированность образовательной деятельности, связь с другими видами деятельности. (Возможно, это комплексная деятельность).

  15. На формирование каких психических процессов направлена образовательная деятельность (внимание, мышление, речь, воображение, воля, эмоциональное, нравственное воспитание).

  16. Комфортно ли детям на данной деятельности, каково психологическое состояние воспитателя?

Критерии оценки образовательной деятельности

Шпаргалка для начинающего воспитателя

  Обучение должно быть:

  1) научным,

  2) проблемным,

  3) наглядным,

  4) познавательным,

  5) доступным,

  6) систематическим и последовательным,

  7) прочным,

  8) развивающим,

  9) воспитывающим:

           ? внимание,

           ? память,

           ? мышление,

           ? эмоции,

           ? воображение.

  В ходе образовательной деятельности применяются методы:

  1. Обьяснительно-иллюстративные.

  2. Репродуктивные.

  3. Частично-поисковые.

  4. Исследовательские. Организаторская деятельность учителя.

  5. Готовность педагога к занятию.

  6. Целевая установка занятия.

  7. Санитарно-гигиенические нормы.

  8. Индивидуальная работа.

  9. Нормы оценки образовательной деятельности.

  10. Наличие обратной связи.

  11. Рациональность использования времени.

  12. Организация рабочего места.

  13. Практические навыки и умения.

  14. Самостоятельная работа.

  15. Самоконтроль и самооценка.

  16. Коллективная, индивидуальная, групповая работа.

  17. Развитие речи, качество ответов детей.