Темеревой Л.М.

Персональный сайт воспитателя детского сада

Get Adobe Flash player

Поиск по сайту

Авторизация на сайте

Кто сейчас на сайте

Сейчас 57 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Программа кружка Солёное тесто

Пояснительная записка

Кружок «Соленое тесто» предусмотрен Государственными стандартами Дополнительного образования как «предмет по выбору» для декоративно-прикладного и изобразительного искусства и является частью эстетического развития детей.

В наши дни лепка из соленого теста стала очень популярным занятием. Лепят везде – и в детском саду, и в школе,  а так же новое увлекательное занятие распространилось быстро и среди взрослых.

И это удивительно – ведь лепить из соленого теста большое удовольствие и радость.

К тому же все необходимые материалы для лепки из соленого теста легкодоступны. Доступный материал, несложная техника выполнения работ не превышают возможностей детей дошкольного возраста.  Заниматься лепкой из соленого теста не только интересно и увлекательно, но и полезно. Сейчас в  нашем современном мире чаще всего можно увидеть ребенка, играющего на компьютере, чем ребенка, увлеченно рисующего, конструирующего или что-то мастерящего. Однако воспитатели, педагоги, работающие с детьми, знают, как трудно детям выполнять действия, требующие точности движения рук, пальцев.

Работая сама несколько лет в детском образовательном учреждении, заметила, что большинству детей легко решить математическую задачу, нежели написать ровную строчку палочек или кружочков. Эти трудности дети испытывают из-за неполного развития костно-мышечной мускулатуры рук.  Поэтому слабую неокрепшую руку ребенка можно и  необходимо развивать. Изготовление поделок из соленого теста требует от ребенка ловких и точных движений. Детская рука постепенно приобретает уверенность, пальцы рук становятся более гибкими и послушными.

В занятиях, полезных для развития мелкой моторики рук, от задействованных мышц импульсы поступают в головной мозг. Это же стимулирует центральную нервную систему и способствует ее развитию. В двигательной области коры головного мозга находится  большое скопление клеток, управляющих рукой и пальцами. Эта область коры головного мозга находится рядом с речевой областью. А именно такое соседство дает возможность оказывать влияние на развитие речи, через тренировку движений пальцев рук при работе с соленым тестом.

Хотелось бы добавить, что соленое тесто – это экологически чистый материал (для его приготовления используется вода, соль и мука), поэтому комок светлого, мягкого, теплого теста можно смело доверить любому малышу. Хотелось бы обобщить, что занятия лепкой из соленого теста позволяют соединить полезное с приятным:

  • развитие или совершенствование мелкой моторики рук;
  • развитие речи у ребенка;
  • развитие психических процессов у ребенка;

а так же умение приносить радость самому себе и близким людям плодами своего творчества.

Программа разработана на один учебный год для детей старшего дошкольного возраста и включает в себя такие блоки как:

  1. Насекомые;
  2. Домашние животные;
  3. Деревья;
  4. Лес. Обитатели леса;
  5. Зимушка-Зима;
  6. Праздники;
  7. Обитатели морей и океанов;
  8. Космос;
  9. Птицы.

Программа выстроена от простого к сложному. В начале года дети изучают простые геометрические формы (круг, овал, колбаска) и делают простые художественные образы, а в середине учебного года работы усложняются, композиции стают более трудными и емкими.

Сводный тематический план работы

 

Блок

Тема занятий

 

Количество часов Месяц
Насекомые 1 Вступительная беседа о соленом тесте (показ детям образцов работ, которые выполнят в течение учебного года) 1 ч.

сентябрь

2 Гусеница

лепка-1ч.

рисов.-1ч.

3 Бабочка

лепка-1ч.

рисов.-1ч.

4 Божья коровка

лепка-1ч.

рисов.-1ч.

5

Коллективная работа на тему

 «На лесной полянке»

1ч.
Домашние животные 1 Поросенок лепка-1 ч.

октябрь-

ноябрь

2 Корова

лепка-1ч.

рисов.-1ч.

3 Спящий кот

лепка-1ч.

рисов.-1ч.

4 Овцы на лугу

лепка-1ч.

рисов.-1ч.

5

Коллективная работа на тему

«Вот какой у нас красивый двор»

1ч.

Деревья 1 Могучий дуб

лепка-1ч.

рисов.-1ч.

декабрь

2 Елочка красавица

лепка-1ч.

рисов.-1ч.

Лес

Обитатели леса

1 Колючий еж

лепка-1ч.

  2 Зайка серенький стал беленький

лепка-1ч.

  3 Коллективная работа на тему «Праздничная елочка» 1 ч.
Зимушка-Зима 1 Снеговики играют в снежки

лепка-1ч.

неделя праздничная

январь-февраль

  2 Снегири на зимней ветке

лепка-1ч.

рисов.-1ч.

  3

Дома, запорошенные снегом

лепка - 1ч.
  4 А на улице стужа - коллективная работа 1ч.
Праздники 1 С праздником тебя папочка

лепка-1ч.

рисов.-1ч.

Праздники 1

Корзинка с цветами для моей мамы

лепка-1ч.

рисов.-1ч.

март-

апрель

Обитатели морей и океанов

1 Осьминог

лепка-1ч.

рисов.-1ч.

2 Морской конек

лепка-1ч.

рисов.-1ч.

3 Морская звезда

лепка-1ч.

рисов.-1ч.

4 Черепашка

лепка-1ч.

рисов.-1ч.

5

Золотая рыбка

(рыбки играют, рыбки сверкают)

лепка-1ч.

рисов.-1ч.

6 Коллективная работа на тему «Наш аквариум» 1ч.
Космос 1 Космический транспорт

лепка-1ч.

рисов.-1ч.

апрель

2

Коллективная работа на тему

 «Мы в космосе»

1ч.
Птицы 1 Ворона

лепка-1ч.

рисов.-1ч.

май

2 Грачи прилетели

лепка-1ч.

рисов.-1ч.

3 Сказочная жар-птица

лепка-1ч.

рисов.-1ч.

4

Коллективная работа на тему

 «Птичий двор»

1ч.
Тема занятия

Задачи занятия

 

Вводная беседа о соленом тесте Дать представление детям о необычном  материале, с которым можно работать, творить и создавать интересные поделки своими руками. Показать детям способ приготовления соленого теста и сравнить его со сдобным тестом.
Гусеница

Насекомые

Учить правильно раскатывать комочки теста круговыми движениями  ладоней для получения шарообразной формы.

Повторить геометрические фигуры: круг, квадрат и треугольник. Способствовать развитию чувства формы.

Бабочка

Продолжать учить детей катать форму шара и легким надавливанием ладоней шар превращать в диск.

Повторить с детьми три основных цвета: красный, желтый, зеленый.

Развитие чувства формы и цвета.

Воспитывать усидчивость в процессе выполнения работы.

Божья коровка

Продолжать учить детей катать форму шара.

Показать и рассказать детям, как правильно пользоваться «стекой».

Развитие зрительного анализатора в процессе работы.

Воспитывать аккуратное и бережное отношение к своей работе.

На лесной полянке (коллективная работа)

Создать композиции в сотворчестве с воспитателем: распределение готовых форм (бабочки, гусеницы) на основе.

Учить детей распределять обязанности между собой.

Воспитывать умение прибирать свои рабочие места.

 

Поросенок

Домашние животные

Продолжать учить детей катать форму шара и превращать его легким нажимом ладоней в диск.

Поговорить с детьми о величине предметов-шаров (маленький, побольше, большой).

Развивать умение правильно держать в руке стеку и пользоваться ею.

Корова на лугу

Учить детей соединять две детали (круг, овал) в единое целое.

Учить катать «колбаски» между двумя ладонями.

Развивать мелкую моторику рук при изготовлении данной работы.

Воспитывать сосредоточенность  и умение доделывать работу до конца.

Спящий кот

Актуализировать знания детей о величине, ширине, высоте.

Продолжать учить катать «колбаски» разные по длине и толщине.

Развивать гибкость пальцев рук; внимательность.

Прививать умение прибирать свое рабочее место.

Овцы на лугу

Показать и рассказать детям об  инструменте (ситечке), который тоже можно использовать при работе с соленым тестом.

Учить соединять в единое целое более 2-х деталей, способом примазывания.

Вот какой у нас красивый двор

Учить детей работать в сотворчестве с воспитателем.

Учить правильно выстраивать композицию на бумаге.

Воспитывать умение помогать друг другу  в процессе коллективной работы

 

Могучий дуб

Деревья

Актуализировать знания детей о цвете.

Побеседовать о строении дерева, определив цвет ствола дерева, кроны (листьев).

Развивать умение самостоятельно разделять целое (ствол) на части (ветви) с помощью стеки.

Елочка-красавица

Отрабатывать умение у детей катать между двумя ладонями длинные колбаски (ствол ели) и короткие (иголки).

Развивать умение самостоятельно наклеивать готовое изделие на основу.

Воспитывать умение сотрудничать друг с другом.

 

Колючий еж

Лесные обитатели леса

Поговорить с детьми об обитателях леса.

Рассмотреть из чего состоит еж (основная часть, иголки и глаза).

Учить правильно называть части тела ежика, форму тела и лапок.

Развитие образного мышления и творческого воображения. 

Зайка серенький- стал беленький

Поговорить с детьми о сезонных изменениях зайца.

Отрабатывать умение катать правильно шары и колбаски.

Содействовать развитию внимательности при выполнении работы.

Воспитывать умение прибирать свое рабочее место.

 

Праздничная елочка (коллективная работа)

Создание коллективной композиции из елок, и обитателей леса.

Развивать глазомер, пространственное мышление.

Воспитывать умение дружно работать друг с другом не ссорясь, равномерно распределяя обязанности между собой.

 

Снеговики играют в снежки

Зимушка-Зима

Вспомнить с детьми, как правильно надо катать форму шара.

Учить формировать детей круглые комочки разной величины.

Развивать умение у детей прикреплять комочки друг к другу от большого  к малому.

Воспитывать умение доделывать работу до конца.

Снегири на зимней ветке

Скатать шар и передать характерные особенности внешнего вида птицы с помощью стеки.

Учить детей экспериментировать  с художественными материалами  для изображения зимней ветки.

Дома, запорошенные снегом

Повторить с детьми геометрические фигуры (квадрат, треугольник).

Показать детям, как правильно с помощью шаблона и стеки получать квадрат и треугольник.

Развивать пространственное мышление.

А на улице стужа

(коллективная работа)

Создание композиции в сотворчестве с воспитателем.

Развитие чувства ритма и формы цвета.

Воспитание уверенности в своих действиях.

 

С праздником тебя папочка (праздничная открытка)

Праздники

Создавать выразительные оригинальные образы средствами бумажной пластики и соленого теста.

Развивать воображение при выполнении работы.

 

Корзинка с цветами для моей  мамы

Продолжать учить из шара получать диск большого размера и катать большую колбаску.

Развивать способность чувствовать специфику материала (теста). Воспитывать внимательное и уважительное отношение к маме (близкому человеку). 

 

Осьминог

Обитатели морей и океанов

Побеседовать с детьми об обитателях морей и океанов.

Создание выразительного образа осьминога с помощью воспитателя.

Развивать умение по собственному желанию выбирать фон для своей работы.

Воспитывать желание помочь другу.

Морской конек

Создать образ морского конька и самостоятельно его украсить дополнительным природным или бросовым материалом.

Развивать фантазию у детей.

Воспитывать желание прибирать свое рабочее место.

Морская звезда

Рассмотреть с детьми строение морской звезды.

В сотворчестве с воспитателем выявить последовательность выполнения данного образа.

Развивать умение самостоятельно выбирать атрибуты для работы.

Черепашка

Учить последовательно, по детально собирать художественный образ черепашки.

Развивать сосредоточенность и внимательность. 

Рыбки играют,

рыбки сверкают

Совершенствовать навыки работы с соленым тестом и стекой.

Развивать зрительный анализатор, гибкость пальцев рук.

Воспитывать аккуратное отношение к своим работам.

Наш аквариум  (коллективная работа)

Совершенствовать умение работать вместе, дружно.

Развитие коммуникативных и композиционных умений в процессе коллективной работы.

Воспитывать умение самостоятельно распределять обязанности между собой. 

 

Космический транспорт

Космос

Познакомить детей с понятием космос, рассмотреть ракеты, луноход и т.д.

Развивать пространственное мышление, фантазию.

Совершенствовать умение самостоятельно  выбирать фон для своей работы.

Мы в космосе (коллективная работа)

Актуализировать занятия детей о космосе, о космическом транспорте.

Совершенствовать умение катать – шар, из шара делать диск; катать колбаску.

Совместно с детьми правильно выстраивать композицию на бумаге.

Развивать образное и пространственное мышление.

 

Ворона

Птицы

Рассмотреть с детьми строение птиц (голова, туловище, крылья, лапы). Показать правильность выполнения и последовательность объемного изделия.

Совершенствовать умение работать со  стекой и ситечком.

Развивать интерес к природе, к природным явлениям.

Грачи прилетели

Актуализировать знания детей о строении птицы. Учить правильно и последовательно выполнять действия за воспитателем.

Учить составлять сложную композицию.

Развивать гибкость пальцев и рук.

Воспитывать умение доводить работу до завершения.

Сказочная Жар-птица

Совершенствовать умение катать из соленого теста шар, диск, соединять их в единое целое.

Учить самостоятельно дополнять какими-либо дополнительными средствами выразительности свой образ птицы.

Развивать фантазию.

Воспитывать умение прибирать свое рабочее место.

Птичий двор (коллективная работа)

Отследить умение соединять две геометрические фигуры в единое целое.

Отследить умение соединять и распределять на листе бумаги самостоятельно птиц, ветви деревьев и другие детали.

Отследить умение аккуратно выполнять работу.

Отследить умение дружно работать друг с другом.